Портрет Пушкина (описание внешности Пушкина А.С.)
Первый портрет Пушкина написанный неизвестным художником датируется январем 1815 года. В этом месяце А.С.Пушкин впервые был признан общественностью во время своего экзамена в лицее. Первый портрет Пушкина-поэта был написан в нежных пастельных тонах, задумчивое выражение лица, в его взгляде можно было просмотреть нечто благородное и чистое.
Некоторые цитаты «Великих» людей о Пушкине.
Гоголь: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, это право принадлежит ему… Ничья слава не распространялась так быстро… Его имя имело в себе что-то электрическое”;
Жуковский В.А.: “я сделал еще приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности… Нам всем надо соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет”
Сам же Пушкин в стихотворении написанном на французском языке описал свою внешность так:
Мой рост с ростом самых
долговязых
Не может ровняться;
У меня свежий цвет лица, русые
волосы
И кудрявая голова…
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености
В лицее у Пушкина было несколько нелепое прозвище, которое присвоили поэту не только по внешности, но и по его повадкам. А именно его персону называли «смесь обезьяны с тигром».
Как не странно данное сравнение еще не раз встречалось в цитатах о Пушкине. Вот например запись найденная в дневнике внучки Кутузова — Д.Ф. Фикельмон: “Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков, и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде”. А вот следующая запись, которая как видимо написана после более детального знакомства с поэтом, в корне меняет представление о нем. “Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться”.
Первый портрет Пушкина, который увидели читатели, была опубликован с гравюры Е. Гейтмана. Портрет был создан не с натуры самого писателя, так как именно в это время Пушкин находился в ссылке в Кишиневе. Существует предположение, что гравюра создавалась с портрета неизвестного художника, о котором шла речь в начале статьи. Данное изображение поэта вышло в свет вместе с его поэмой «Кавказский пленник». Портрет подчеркивает в юноше арапские черты, и запечатлен Пушкин в Байроновской позе. Этот портрет фактически не соответствовал действительности. Ранее поэт сам нарисовал свой портрет для неопубликованного тогда сборника стихотворений. Пушкин писал много своих портретов, но почти не один не был известен его современникам. И лишь спустя сотню лет его авторские работы получили настоящее признание. Авторские портреты Пушкина отражают истинную реальность, передают не только его внешний облик, но и внутренние черты. Все работы Пушкина точны и содержательны, в то же время трагичны, но совсем не лишены самоиронии. Не смотря на это Пушкину казалось, что у него нет портрета, который по настоящему выражал его внешний и внутренний мир, но в 1823 году, он вписал в «Евгении Онегине» такие строки:
Быть может (лестная надежда)
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет,
И молвит: то-то был Поэт!
Прими ж мои благодаренья,
Поклонник мирных Аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья,
Чья благосклонная рука
Потреплет лавры старика!
До возвращения Пушкина из ссылки, не был написан не один его портрет. И только лишь после ссылки появились несколько портретов с натуры.
Первый портрет написан Ж. Вивьеном в 1826 голу по заказу самого Пушкина
Автором второго портрета стал В.А.Тропинин
Следующий портрет в 1927 году написал Кипренский
Каждый из этих портретов вносил свою «изюминку», представляя внешность Пушкина в новом образе. Кто подчеркивал проблески детских выражений лица, кто-то делал упор на его поэтическом образе, акцентируя внимание на грустном и глубоком взгляде и задумчивости, а кто-то стремился показать некую небрежность, насыщая внешность Пушкина растрепанными кудрями и блеском в глазах.